20 октября 2016 г.

«Родительские запреты»


   «Сначала от детей ждут, чтобы они заговорили и начали ходить, а потом, чтобы сели и замолчали»
    Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи соседей, друзей, родственников, а чаще всего воспитателей или учителей.
В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". 
   «Одни говорят, что детям нельзя ничего запрещать… Другие – надо держать в ежовых рукавицах… Что делать родителям? Как найти золотую середину в этом вопросе? Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля?
   Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя откладывать на потом.
  Несмотря на то, что запреты часто воспринимаются детьми без энтузиазма, они очень важны и нужны им. Запреты позволяют ребёнку понять, что есть люди, которые о нём заботятся и вовремя напомнят, когда надо остановиться, люди, которые создают внутреннее ощущение спокойствия. Если запретов нет, ребёнок начинает искать границы дозволенного, чтобы понять, что можно делать и чего нельзя.
   Никому не хочется видеть свое чадо диким и необузданным, от которого окружающие шарахаются в сторону. Запреты обусловлены социально. Они необходимы, чтобы сделать возможным сосуществование множества людей, с их разными, иногда противоречивыми желаниями. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению. Все остальное - МОЖНО. К счастью, мир не делится только на "черное" и "белое". Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" описал четыре цветовые зоны поведения ребенка. 
   Зеленая зона - все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д. 
   Желтая зона - в нее входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Например: можно шлепать по лужам, но в резиновых сапогах, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 вечера, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. 
    Если ребенок понимает смысл ограничений и принимает их без конфликтов, то со временем эти ограничения становятся его собственными, запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет. 
    Оранжевая зона включает такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например: в Новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного. После долгого отсутствия отец приезжает поздно вечером и ребенку дают возможность дождаться его и даже завтра не идти в сад. Или малыш напуган страшным сном и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Эти исключения, если они действительно редки и оправданы, только подтверждают правила. 
 Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические "нельзя", из которых не делается исключений. Обычно они связаны с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте. 
     Список этот "взрослеет" вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Памятка «Правила родительских запретов» 
1. Правила должны быть в жизни каждого ребенка. 
2. Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Родители, прежде всего, должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя». 
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать - это проявление естественных и важных для развития ребенка потребностей в движении, познании. Детям гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло. 
4. Взрослые должны согласовывать Правила между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье. 
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз. 
6. Наказывать ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. 
        Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие ребенка. 
      Следует помнить перед составлением или изменением правил, следующие моменты: 
- запреты, ограничения должны быть четко сформулированы и иметь конкретный характер: 
- ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту); 
- ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недействительно, его нужно изменить. 
- последовательность. Нельзя отменять принципиально важные запреты «в награду» за что-то или под хорошее настроение, нужно быть последовательным в решениях. 

    Если родительские запреты помогают в воспитании детей, основаны на любви к малышу, сформулированы в дружеской форме, не противоречат потребностям малыша, то они укрепят детско-родительские отношения. Помимо запретов в нашей жизни должно быть много любви. Если есть любовь – любые границы и запреты воспринимаются легче. Только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий