21 февраля 2017 г.

Советы родителям:
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период
подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ?


«Экзамен»  в переводе с латинского означает «испытание».    Несомненно, это ответственный период в жизни каждого старшеклассника. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. В современном российском образовании для этой цели применяются новые формы – основной государственный экзамен (ОГЭ) в 9 классах и  единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 11 классах.
В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители в большей степени внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу и стресс, т.к. они принимают непосредственное  участие в выпускных экзаменах, следовательно, им тоже необходима особая подготовка. Помните: самое главное — это
снизить напряжение и тревожность детей и обеспечить подходящие условия для занятий. Не допустить стрессового состояния у ребенка.
Признаки стресса могут быть:
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение. 
Чтобы успешно сдать экзамен, родителям важно создать в семье благоприятные условия и помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.
Для этого необходимо соблюдать простые рекомендации:
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые  ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является абсолютным измерением его возможностей.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Для этого подойдут фразы: «Ты у меня все сможешь…», «Я уверена, ты справишься с экзаменами…», «Я тобой горжусь…», «Чтобы не случилось ты для меня самый лучший…».
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то юноши в силу возрастных особенностей могут эмоционально «сорваться».
- Повышайте уверенность ребенка в себе. Чем больше дети боятся неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием детей, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
- Во время подготовки подросток регулярно должен делать короткие перерывы. Объясните ребенку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. Как известно «Лучший отдых – смена деятельности». В перерыве лучше заняться не умственной, а физической работой: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, порисовать и т.д. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.
- Частая ошибка при подготовке к экзаменам - стремление ребенка выучить всё в последнюю ночь. Родители должны помнить, что последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний. Договоритесь с подростком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. На интеллектуальную активность благоприятно влияют желтые и фиолетовые цвета в интерьере. Достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки этих цветов, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
- Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням
  • Ознакомьте их с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий в интернете).
Кроме успешной предметной подготовки важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что. Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.
 
Советы психолога детям.
Необходимо подготовиться к экзамену психологически:
Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.
- Постараться сначала запомнить то, что даётся легко, а потом переходить к изучению трудного материала.
- В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто особенно нуждается в вашей любви, заботе, ласке.
- Важно соблюдать режим дня: разделите день на три части: учебный труд - 8 часов, отдых - 8 часов, сон - не менее 8 часов.
- Организуйте своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало вас во время работы.
- Следите за вашим питанием: оно должно быть трёх - четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами;
- отдавайте предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.
- отлично улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в мозгу), стакан ананасового сока.
сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном   переутомлении, психической усталости, способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом).
достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему   можно при помощи чая из тмина (2 чайные ложки измельчённых семян на чашку).
успешно грызть гранит науки позволяют капуста (она снижает активность щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С).
хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы, содержащие
необходимое мозгу вещество - серотонин.
- Составляйте план своей работы, распределяя имеющееся время по вопросам, которые нужно подготовить.
- Вставайте пораньше и используйте утреннее время для подготовки самых сложных вопросов.
- Повторяйте прочитанный материал не менее четырёх раз.
- Обязательно учите все вопросы, а не отбирайте «на счастье» только часть их.
- Утром и в середине дня бывайте по 30 – 40 минут на свежем воздухе, регулярно в перерывах между занятиям устраивайте физкультурные минутки.
- Используйте «активное», а не пассивное повторение материала, т.е. пересказ его по памяти.
При хорошей зрительной памяти:
- выделяйте специальными знаками отдельные места записей;
- читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках);
- письменно составляйте план ответа;
- используйте сокращённую запись материала;
- составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы;
- выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.
При хорошей звуковой памяти:
- читайте запоминаемый материал вслух;
- если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на диктофон, а затем периодически прослушивайте;
 - при чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений,   частей текста;
 - можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни;
 - изучив содержание вопроса, перескажите его;
 - помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
При выраженной памяти на движения:
- используйте повторную сокращённую запись материала;
- не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката;
- попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (радость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала.
 Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её.
 - важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.
Развивайте и отстающие типы памяти.
Непосредственно в день проведения экзамена постарайтесь быть максимально сосредоточенным и спокойным, помните, что экзамен – это не приговор, а временное испытание, с которым вам по силам справиться. Лучше заранее подготовить всё необходимое для экзамена. В начале тестирования внимательно слушайте инструкцию. Вам сообщат необходимую информацию
(как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны! От того, насколько внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!
Во время тестирования:
- Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться;
- Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь. Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.
(по материалам сайта infourok.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий