Система работы

Психолого-педагогческое сопровождение
образовательных отношений в условиях реализации ФГОС

2. Описание модели психолого-педагогического сопровождения
  Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью системы образования.
  Перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. При этом основная роль отводится формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.
   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
   В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
   Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
  Метапредметные результаты подразумевают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
  Цель психологического сопровождения – создание - психологической среды для максимального развития личности учащихся и их успешного обучения
    В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
1. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения
2. Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению
3. Создать специальные социально-психологические условия для а) развития личности ребенка и его успешного обучения; б) оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, здоровье; в) для получения помощи, выходящей за рамки должностных обязанностей и профессиональной компетенции школьного педагога-психолога.
   Исходя из поставленных целей и задач, работа осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями педагога-психолога; с запросами учащихся, родителей, педагогов и администрации школы; с перспективным планом работы на учебный год по следующим направлениям:
  • Информационно-просветительская работа (семинары, круглые столы, ведение блога)
  • Консультативная работа (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации)  
  • Диагностическая работа
  • Коррекционно-развивающая работа (развивающие и коррекционные занятия, тренинги).
Этапы сопровождения:
   Подготовительный, реализуется если, ребенок посещает Школу раннего развития при МБОУ города Иркутска СОШ № 57 (включает индивидуальное и групповое обследование, развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации для родителей по уровню развития ребенка, получение рекомендаций по направлениям подготовки к школе ребенка)
   1класс:
• Изучение уровня готовности учащихся при поступлении в 1-й класс (произвольное внимание, мелкая моторика, пространственная ориентация, восприятие и выполнение инструкции)
• Изучение уровня адаптированности первоклассников (поведение в учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, эмоциональное состояние)
  2-3 класс:
• Реализация мониторинга развития познавательных процессов, учебной мотивации, психологического климата в коллективе (2-3 класс)
• Изучение уровня общей, школьной, личностной тревожности (3 класс)
• Информирование педагогов и родителей
• Заполнение карт наблюдения учителями.
   4 класс:
• Изучение уровня готовности к обучению: развитие интеллектуальных, познавательных процессов, сплоченность коллектива, учебная мотивация.
   5 класс:
• Изучение уровня адаптированности пятиклассников (поведение в учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, эмоциональное состояние, сплоченность коллектива, учебная мотивация, личностное самоотношение)
• Проведение развивающих, адаптационных занятий (по согласованию с классным руководителем)
• Информирование педагогов и родителей (ППК, родительские собрания, индивидуальные консультации)
    6-8 класс:
• Изучение уровня развития в динамике (поведение в учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, эмоциональное состояние, сплоченность коллектива, учебная мотивация, личностное самоотношение)
• Заполнение карт наблюдения учителями.
   9 класс:
• Изучение эмоционального состояния детей по отношению к процедуре итоговой аттестации
• Проведение занятий по приемам снятия стресса и саморегуляции
• Оказание помощи учащимся в выборе дальнейшей траектории обучения.
• Просвещение педагогов и родителей по вопросам профориентации, подготовки к итоговой аттестации
    10 класс:
• Изучение уровня адаптированности (отношение к учебной деятельности, эмоциональное состояние, сплоченность коллектива, учебная мотивация, личностное самоотношение,)
    11 класс:
• Изучение эмоционального состояния детей перед итоговой аттестации
• Изучение системы ценностей
• Проведение занятий по приемам снятия стресса и саморегуляции эмоционального состояния
• Оказание помощи учащимся в выборе дальнейшей траектории обучения.
• Просвещение педагогов и родителей по вопросам профориентации, подготовки к итоговой аттестации
Содержание работы по основным направлениям деятельности:
1. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. При этом решаются задачи: а) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии; б) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными учащимися или группами учащихся - классами, возрастными параллелями, так и с членами педагогического коллектива, родителями, другими взрослыми, которые могут оказать влияние на формирование личности школьника.
2. Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития Основной смысл работы заключается в том, чтобы: а) знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, учащихся - с основами самовоспитания; б) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; в) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития. Основные формы работы в данном направлении - лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, ведение блога и пр.
   Просвещение педагогов осуществляется на методических семинарах-практикумах: «Переход в пятый класс!», «Возрастные особенности подростков», «Подготовка учащихся к экзаменам», «Эмоциональное выгорание педагога»; в ходе психолого-педагогических консилиумов: «Адаптация учащихся 1-х классов», «Адаптация учащихся 5-х классов». А также в рамках индивидуальных и групповых консультаций педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.
   Просвещение родителей осуществляется на общешкольных и классных родительских собраниях на темы: «Готовность первоклассника к школе и ее компоненты», «Адаптация и дезадаптация учащихся», «Психологические трудности адаптации пятиклассников к школьному обучению», «Возрастные задачи и трудности подростков», «Психологические особенности учащихся/ класса», «Помощь ребенку в подготовке к сдаче ГИА/ЕГЭ»; в процессе консультирования родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку; в рамках ведения блога школьного психолога.
   Просвещение учащихся осуществляется в ходе групповых занятий по факультативным программам; в рамках тренинговой работы; в блоге школьного психолога; в привлечении учащихся к участию в городских мероприятиях по психологии (научно-практические конференции, олимпиады); в участии в мероприятиях Недели Психологии; а также в ходе групповых и индивидуальных консультаций, направленных на самопознание и решение проблемных ситуаций.
3. Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. Данные диагностики необходимы для того, чтобы: 1) определить программу дальнейшей работы психолога с ребенком - акцентировать деятельность на развитии или коррекции; 2) проверить эффективность психо-профилактических мер; 3) дать правильное направление консультативному процессу; 4) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и пр. Информация, собираемая в ходе психодиагностического обследования, отражается в соответствующих документах (папках развития классных коллективов и индивидуальных картах учащихся). Такого рода документация предназначена для служебного пользования и может служить основой для рекомендаций педагогам, родителям (или их законным представителям). Диагностика осуществляется при помощи реализации схемы «Психолого-педагогический мониторинг», разработанный для каждой параллели.
4. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования. Доминирующими мотивами в обращении к школьному педагогу-психологу являются: у детей - самопознание; у педагогов - помощь в разрешении конфликтных ситуаций, нарушения поведения и трудности в усвоении программного материала; у родителей - нарушения поведения, незнание личностных или возрастных особенностей ребенка, трудности в усвоении программного материала, конфликты во взаимоотношениях. 
5. Психологическая коррекционная и развивающая работа (индивидуальная и групповая) - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов; развитие способностей и наклонностей детей по специальным развивающим программам. Проводятся коррекционно-развивающие занятия для дезадаптированных первоклассникоа. Осуществляются групповые занятия по профориентационной направленности для обучающихся 9-х классов; занятия для учащихся 11-х классов по курсу "Основы психологии семейной жизни". Также проводится система тренинговой работы с учащимися 9-х классов по подготовке к государственной итоговой аттестации и с учащимися 11-х классов по подготовке к сдаче единого государственного экзамена. Проводятся адаптационные тренинги для обучающихся 5, 10-х классов. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся по заявлению родителей, с учетом сложности проблемы и с учетом временных возможностей, нагрузки педагога-психолога. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий